Персональная выставка
в Культурном центре «Порт»
4 ноября 2023 года в Культурном центре «Порт» города Сургута открылась выставка художника
из Ханты-Мансийска Гюлар Шахвердиевой.

Выставка «Черное золото» - это переосмысление древней культуры Югры, через визуально-эстетический язык орнаментов и символов народов Сибири (обских угров, ханты и манси) посредством создания современныхплоскостных и пространственных произведений.

Авторская техника Гюлар позволяет ей быть не только художником,
но и декоратором и предметным дизайнером – тому подтверждение восхитительная коллекция настенных часов с символами и знаками, основой для их создания послужили традиционные орнаменты ханты и манси.

На выставке будет представлено более 40 объектов: картины, графика, инсталляции, масштабные предметы интерьера – часы и панно в авторской технике с использованием различных современных материалов.
г. Сургут, 2023 г.
– В 2022 году я выиграла грант губернатора и получила средства на реализацию своих идей как дизайнера. Тогда и появилась мысль создать цикл работ «Черное золото», в которых орнаментика основополагающая. Стояла задача – сделать изделия, при первом взгляде на которые не считывается традиционная культура народных промыслов. Ханты и манси осталось мало, но мы должны стараться сохранить крупицы их культуры, наполняя привычные вещи новым значением. Полученные средства я использовала на создание уникальной коллекции. Я создаю не просто часы, а кусочек югорской истории и магии, – рассказывает Гюлар Шахвердиева.
– Я начала использовать традиционную орнаментику и материальную культуру ханты и манси, потому
что меня как художника и дизайнера волновало, что многообразие нашей культуры представлено лишь
в сувенирах. Хотелось продемонстрировать мощь и красоту северного региона, волшебство традиций. Именно этим уникальна Югра, – поделилась Гюлар Шахвердиева.

Панно и часы в черной коллекции сделаны из вулканического камня. Казалось бы, почему выбран такой нетипичный для нашего региона материал? Как объясняет художница, вулканический камень очень многообразен и хорошо позволяет передавать контраст текстур. Порой он выглядит как угольная крошка
или черная земля, а в сочетании с эпоксидной смолой передает черную гладь воды.
Средоточие смыслов
Неоднократно повторяющийся в работах Гюлар элемент – березы как символ российского Севера. Это не случайный образ. Наш край у многих жителей других регионов ассоциируется не с соснами и кедрами,
а именно с березами. И к тому же береза считается деревом света и солнца, олицетворением духовного возрождения человека.
Представленные на выставке картины написаны в той же цветовой гамме – сочетание черного, золотого и белого. Работы художницы выполнены в необычной технике: Гюлар обуздала такой сложный и капризный материал, как эпоксидная смола, и научилась рисовать ею по холсту.

Некоторые картины, представленные здесь, создавались в 2021 году. Тогда автор экспозиции только искала свой стиль, художественные образы и символы для реализации творческих идей.
– Каждая картина – цельный образ, в который заложено множество смыслов. Работа «Отражение», например, – это иллюзия пейзажа. Ее смысл в том, что, даже если в жизни все вокруг темное, мы можем найти «кусочек золота», взять свои дары. И как бы ни было темно, всегда есть свет. Наша задача – найти в своей жизни баланс и сделать так, чтобы этот свет не поглотила тьма, – рассказывает Гюлар об одной из своих картин.


Послушать легенды и создать шедевр
Для желающих художница провела экскурсию по всей выставке и рассказала о представленных экспонатах. И в завершение вечера желающие смогли попробовать свои силы в создании собственной картины. Гюлар Шахвердиева провела мастер-класс «Шелкография на бумаге», где участники познакомились с технологией ручной трафаретной печати – шелкографией, научились наносить несмываемые качественные изображения на бумагу и попробовали создать уникальную графическую работу по мотивам выставки, используя золотую поталь.
На одной из стен расположились большие круглые черные панно и часы с орнаментами из вулканического камня. И глядя на них, действительно, даже не возникает мысль, что красивый узор не просто плод фантазии дизайнера, а вполне устоявшийся, даже древний, символ. Например, один из любимых орнаментов художницы – стая птиц. Этот знак изображается не как собравшиеся вместе отдельные птицы, а как единая голова со множеством крыльев, олицетворяющая идею командной работы и движения к единой цели.

В каждом узоре на часах посетители видят что-то свое – реку, березовую рощу из детства, силуэты животных или северный закат солнца.